В ПЕРИОД МОДЕРНА
Середина 19 века характеризовалась началом проявления индивидуальности и новшеств в ювелирном деле и изготовлении изделий из драгоценных металлов. Многие дизайнеры и мастера в поисках вдохновения оглядывались назад на прежние времена и на экзотические культуры. Подгоняя прошлое или иностранные стили к современным методам машинного производства и использованию новых материалов, они создали волнующие произведения в новом стиле.
ВЕЛИКОБРИТАНИЯ
С 1860-х до начала 1900-х годов Движение Искусств и Ремесел, главными сторонниками которого были Джон Раскин (1819 — 1900) и Уильям Моррис (1834 — 1896), вдохновившие мастеров на создание серебряных и золотых драгоценностей, часто украшенных цветными эмалями и полудрагоценными камнями.
Многие замечательные изделия из драгоценных металлов делались под покровительством гильдий ремесел. Лучше всего была известна ремесленная гильдия, основанная Чарльзом Робертом Эшби (1863 — 1942) в Лондоне в 1888 году. На эскизы Эшби в какой-то степени оказало влияние возрождения кельтского стиля и зарубежное искусство модерна, но он также использовал мотивы и своих собственных наработок. Он выпускал серебряные и позолоченные чаши, подносы и ложки для парадных церемоний. Делал он и драгоценности — ожерелья, пряжки для мантий, броши и пуговицы, украшенные павлинами, цветами, даже галеонами (старинный корабль. — Пер.), и все это расцвечивалось синими и зелеными эмалями или полудрагоценными камнями.
Некоторое время с бромсгровской гильдией прикладного искусства (основана примерно в 1890 году) были связаны Джозеф Ходел, который украшал свои серебряные бусы, броши и подвески изображениями листьев и фруктов, а также полудрагоценными камнями, и Артур Гаскин (1862 — 1928), в ювелирных изделиях которого содержался кабошон (неграненый драгоценный камень. — Пер.), обшивные нити, серебряные или золотые филигранные провода и пучки серебряных бус и завитков. Начиная с 1899 года Гаскин работал вместе со своей женой, Джорджиной Кейв Франс (1868 — 1934) Замысловатые дизайны Генри Уилсона (1864 — 1934) и Джона Поля Купера (1869 — 1933) знакомят с византийским искусством и творчеством средневековых ювелировных мастеров. Александр Фишер (1864 — 1936) прославился своими эмалями, которые выполнял вручную и часто накладывал слои эмали на контрастном фоне. Его работы оказали влияние на Феба Траквейра (1852 — 1936), его дочь Кейт Фишер, семейство Гаскинов и Нельсон (1859 — 1942) и Эдит Даусон (активная деятельность 1900 — 1914). После свадьбы Даусоны открыли мастерскую, выпуская очаровательные предметы с эмалью по меди или бронзе, эмалью по металлу, в отделениях, разделенных металлическим проводом, и с другими видами эмали. Еще одной известной парой были Гарольд (1872 — 1945) и Феба Стаблер (ум. 1955), которые комбинировали эмали и драгоценности.
Либерти. Большое количество британского серебра и драгоценностей отмечено маркой Артура Лейсенбай Либерти (1843 — 1917), который выпускал разнообразные металлические изделия, как из драгоценных, так и не из драгоценных металлов. Воспользовшись захлестнувшей Великобританию волной возрождения кельтского стиля, “Либерти” давала своим серебряным и оловянным изделиям кельтские названия, соответственно, “уэльский” и “тюдоровский”. В то время дизайнеры Либерти не имели своего имени, но туда входило много талантливых британских художников и мастеров, в том числе Бернард Казнер (1877 — 1956), Артур Гаскин и Рекс Сильвер (1879 — 1965). С Либерти были тесно связаны Арчибальд Нокс (1864 — 1933), создавший около 400 эскизов; его специальностью был кельтский (уэльский) орнамент. Другим известным дизайнером в Либерти был шотландец по происхождению Джесси М. Кинг (1875 — 1949), дизайны которого, например, пряжки, украшенные эмалями со стилизованными изображениями роз и птиц, многим обязаны школе Глазго.
Шотландский модерн. Наиболее известными представителями этого движения были “четверка Глазго”, куда входили Чарльз Ренни Макинтош (1868 — 1928), его жена Маргарет Макдональд (1864 — 1933), ее сестра Фрэнсиз (1873 — 1921) и муж Фрэнсис, Джеймс Герберт Мак-Нейр (1868 — 1955). Это движение чем-то напоминало Движение искусств и ремесел, но мотивы применялись сугубо индивидуальные и больше в духе Отделения Вены (австрийского модерна). Среди дизайнов серебра и драгоценностей “четверки” были стилизованные птицы, листья, цветы и сердца, а также характерное для стиля макинтош столовое серебро продолговатой формы.