Хотя искусственные имитации лазурита, бирюзы и опала, созданные Жильсоном, рекламировались как синтетические версии этих камней, последующие анализы этих материалов ведущими геммологами показали, что правильнее было бы называть их имитациями. Причиной является наличие в составе этих продуктов компонентов, отсутствующих в природных камнях. Установлено, например, что лазурит Жильсона состоит в основном из синтетического ультрамарина и двух гидрофосфатов цинка, а в природном лазурите эти составляющие отсутствуют. Аналогична ситуация с бирюзой и опалом Жильсона, которые также содержат компоненты, отсутствующие в природных камнях, а некоторые образцы бирюзы имеют на поверхности углубления, имитирующие заполненные лимонитом трещины в природной бирюзе.
«Синтетические» опалы Жильсона производятся белого и черного цвета. Из них белый опал выглядит наиболее реалистично. Хотя процесс создания сохраняется в тайне, предполагается что опал производят из раствора кремниевого эфира. Частицы кремнезема, аналогичные кристобалитовым сферам в природном опале, осаждаются в закрытом контейнере в течение нескольких недель, после чего остаток воды удаляют. Высокопористый и хрупкий продукт затем пропитывают и стабилизируют опаловидным кремнеземом.
Синтетический жадеит
В 1984 г. «Дженерал электрик» в Америке получила образцы белого, зеленого, черного и лавандового синтетического жадеита. Первоначальные эксперименты по его синтезу компания стала проводить спустя всего несколько лет после успешного синтеза алмазов ювелирного качества. Исходный материал для получения синтетического жадеита включал дробленое кварцевое стекло, глинозем и карбонат натрия, процесс происходил в аппаратах высокого давления при температуре около 1400 °С. Было объявлено, что синтетические жадеиты являются продуктом экспериментального изучения и компания не планирует их промышленное производство.
Имитации ювелирных камней
В противоположность синтетическим камням, имеющим тот же химический состав, кристаллическую структуру и физические параметры, что и их природные аналоги, имитации только внешне сходны с природным камнем, который они имитируют. Для получения имитаций более дорогих камней используются разнообразные материалы — от природных драгоценных камней (иногда окрашенных) до различных искусственных продуктов. Их идентификация обычно не вызывает проблем, так как физические характеристики их сильно отличаются от параметров тех камней, которые они имитируют. Имитации алмаза наиболее сложны для диагностики, поскольку их показатель преломления часто лежит вне пределов шкалы стандартного рефрактометра.