Одной из граней нашего исторического наследия являются религиозные и обрядовые символы, посвященные православию, а самыми ценными из них считаются рукописные лики святых. Они трепетно передаются из поколения в поколение, но иногда возникает необходимость оценить старинную икону, чтобы иметь представление о каких суммах идет речь. Это не всегда делается с целью продажи, к примеру, в наследственной массе различное имущество, в том числе и иконы, а завещания нет. Сложно поделить все поровну между родственниками, если не знать истинной стоимости каждого ценного предмета. Если же икона приобретена по удачному стечению обстоятельств, тоже не менее интересно, безделица это или раритет, представляющий историческую и культурную ценностью. Какими бы ни были причины, а оценка икон в Москве довольно специфичная услуга, которую оказывают только в некоторых профильных организациях.
Как убедиться в подлинности предмета старины
Простой обыватель, далекий от углубленных знаний и не имеющий художественного образования, увидев старую «картинку», выцветшую и потрескавшуюся от времени, сразу запишет ее в ценности. Однако подделываю без преувеличения, все и вся, и зачастую настолько искусно, что даже истинные ценители, разбирающиеся в техниках и стилях, на глаз не смогут отличить оригинал от списка. Этому способствует еще и появившаяся в последние годы «модернизация», когда подлинник в плохом состоянии корректируют, возвращая четкость и яркость и выдают за отлично сохранившийся.
Поэтому неудивительно, что вопрос, где оценить старинную икону максимально достоверно, для многих стоит очень и очень остро. Не каждый ломбард или комиссионка обладает необходимым высокотехнологичным оборудованием для спектрального анализа краски. К счастью, столь качественные копии, которые визуально неотличимы от подлинников, встречаются не столь часто. А основную массу подделок настоящий мастер своего тела распознает и без сложных анализов. Хотя и сложнее, чем ювелирные изделия или брендовые часы, но продать икону в Москве за очень солидную сумму вполне реально. Естественно, если это действительно старинная семейная реликвия, а не новодел.
Ценность икон
Ценность настоящих древних икон состоит не только в их прямой стоимости, обусловленной возрастом, техникой и авторством, но и в духовной и исторической составляющей. Но при этом решающее значение при определении стоимости будет играть целый ряд факторов.
- Насколько сохранился образ – в смутные времена, когда на религию и ее символы были гонения, многие ценнейшие образа хранились в неподобающих условиях и были либо утрачены, либо испорчены. За редким исключением залогом высоко оценить иконупозволяет именно ее хорошее состояние. То есть, и оклад должен быть крепким, и полотно без прорех, сильных трещин или потертостей. И изображенный лик не едва различим, если постараться приглядеться, а хорошо виден, как и остальные элементы композиции.
- Основа – то, на чем написана икона, напрямую указывает на ее возраст, так как в разные эпохи разные иконописцы творили на разных основаниях. К примеру, образ, написанный на деревянной основе, с большой вероятностью указывает на XVII-XVII века, а то и более ранний период. На то, как выгодно получится продать антиквариаhttps://zolotnikarbat.ru/prodat-antikvariat-i-starinnye-predmety-obixoda/т, влияет даже техника обработки древесины, наличие и габариты ковчега, и также форма пазов под шпонки, и их глубина. Как правило, иконы на деревянной основе дороже холстяных, но их тоже подделывают и без экспертной оценки не обойтись.
- Краски – основой красящего состава для старинных икон было куриное яйцо, ввиду чего состав (темпера) получался жидким, и это откладывало отпечаток на технику рисования. По этому параметру оценка старинных икон достаточно достоверна, чем старше полотно, тем схематичнее изображение, тем сильнее наслоение красок. Тогда как мастера, писавшие свои шедевры после XVIII века, делали упор на детализацию и живописность. Благо, это им вполне позволяли появившиеся пластичные краски на базе минеральных веществ.
- Оклад – это то самое резное, ажурное, а то и в драгоценных камнях убранство, которое накладывают по краю, поверх иконы. Оклады бывают латунными, медными, серебряными и золотыми, а как именно они отлиты, какой резьбой или чеканкой украшены и чем инкрустированы, напрямую указывает и на эпоху, и на школу, и даже на мастера, написавшего икону. Естественно, цельные оклады из драгметаллов, в хорошем состоянии прилично добавляют к стоимости самого образа, а то и является основным ценным элементом.
Чтобы не попасть на мошенников, где оценить старинную икону нужно искать не по сайтам объявлений, а на профильных ресурсах. Только специализированная скупка может предложить профессиональную оценку, честную цену и безопасную сделку.