В средние века туго облегающие, строгие лифы платьев с низкой линией шеи украшались ювелирными украшениями — ожерельями из драгоценных камней и цепочками. Женщины носили круглый белый жемчуг, нанизанный на нити и пришитый к стоячим воротничкам высоко у горловины, или на длинных нитках, спускающихся до талии. Ожерелья делались из составленных в сложные узоры и оправленных в золото эмалей, украшенных драгоценными камнями в высоких коронках (металлических ободках, придерживающих драгоценные камни), перемежающимися со скоплениями жемчуга.

Аналогично сложным искусством было изготовление цепочек: они имели сложный рисунок и разнообразную длину, начиная от цепочек под самое горло до таких, которые оборачивались вокруг шеи несколько раз. Как признак своего высокого положения, Генрих VIII носил большое золотое ожерелье, перекинутое через плечи; то, что изображено на портрете Ганса Гольбейна, который хранится в Национальной галерее в Риме, украшено большими розовыми шпинелями (минерал) и жемчугами во вставках с цветочным и лиственным орнаментом.

Подвески, свешивающиеся с цепочки или ожерелья, а также приколотые к ленте на рукаве, были проявлением культурных или духовных интересов. Крест как символ христианской веры носили многие набожные мужчины и женщины; он мог быть инкрустирован драгоценными камнями и увешан жемчугами и нести в себе дополнительные символы, такие, как орудие страстей Господних (крестных мук) — терновый венец, лестницу, гвозди и т.д. Драгоценными камнями украшалась монограмма Христа, ПК. Драгоценные камни не замыкали кольцо на спине, и, таким образом, их магические свойства могли передаваться непосредственно тому, кто их носит. Иногда их сила подкреплялась заклинаниями, начертанными на камне.

Ювелиры использовали многочисленные светские мотивы — аллегории, изображения животных и растений — и такие символы, как охотничий рожок, зовущий на великолепные и приятные развлечения, и корабль, ребус для счастья. Иногда специально заказывались подвески, включающие в себя инициалы царственных особ: так, Генрих VIII заказал драгоценные подвески в форме “Н”» для себя и “В” для Анны Болейн.

БРАСЛЕТЫ, ПОЯСА И КОЛЬЦА

Одни браслеты представляли собой ювелирные изделия, украшенные драгоценными камнями и жемчугом, в то время как другие включали в себя золотые цепочки в соединении с застежками, украшенными эмалями и геральдическими крестами.

Линия талии подчеркивалась великолепными поясами. Челлини изобразил пояс в виде свадебного подарка, украсил его фигурами амуров, масками и орнаментом из листьев аканта. Другие представляли собой цепи из агатовых “орешков”, которые открывались, показывая картинку на библейский или мифологический сюжет. На поясе привешивались различные необходимые для удобства приспособления, оправленные, в соответствии со вкусами Ренессанса, в драгоценности, — зубочистки в форме серпа, ароматические шарики, молитвенники, веера и зеркала.

Из всех драгоценностей наибольшей популярностью пользовались кольца. В дизайне подчеркивались их три составные части: ободок кольца, его архитектурные или скульптурные “плечи” и высокое гнездо (место для центрального камня), украшенное драгоценным камнем, поддерживаемым с помощью плеч. После 1540 года данную оправу стали украшать независимым, покрытым эмалью орнаментом.

Печати, необходимые для дела, украшались выгравированным в золоте или кристалле гербовым щитом. Были двойные кольца с двойными ободками и гнездами, символически говорящими о нерушимости брака. У некоторых колец были сюрпризы: кольцо, раньше находившееся в коллекции королевы Елизаветы I и носящее ее украшенный бриллиантами инициал “Е”, открывается как медальон, показывая покрытый эмалью портрет самой королевы и ее матери, Анны Болейн, оба декорированные драгоценными камнями.